Слово настоятеля в неделю о Блудном сыне. Архив.
Дорогие Братья и Сестры! Сегодня мы с вами в преддверии Великого Поста вспоминаем евангельские события о блудном сыне.У одного богатого человека было двое сыновей. Младший попросил у своего отца отделить для себя положенную по закону часть имения. Но не по смерти, а сейчас. Любвеобильный отец отдал просимое. Нерадивый сын очень быстро растратил все состояние отца, как говорят сейчас, - «спустил все деньги на ветер». Все его приятели, клявшиеся в дружбе за бутылкой вина, испарились. Женщины, признав его за неудачника, тоже оставили его. Слава, приобретенная за деньги, растаяла. Остался он один наедине со своими мыслями. Как жить дальше? Что делать? Началась у него скорбная жизнь. Чтобы как то выжить ему приходится искать работу. Но ее нет. Голод в стране. Неурожай. Безработица.Наконец, с большим трудом он начинает пасти свиней. Для свиней заготавливают мешки с едой, и он бы рад взять себе от этих «рожец», чтобы утолить свой голод, но надзиратель ему не разрешает. Жди, говорит, до получки. Это не тебе. Это свиньям. Проработав несколько лет в поте лица, в унижении и голоде он переосмысляет свою жизнь. Начинает вспоминать, что наемники у его отца живут в сто раз лучше, чем он сейчас живет в этой далекой стране. Наступает момент, когда он принимает решение возвращаться домой к отцу. Представляет, как он придет к нему и с покаянием скажет: «Отче, согрешил на Небо и пред тобою и не достоин даже называться сыном твоим, но прими меня хотя бы как наемника. Буду трудиться у тебя, как слуга».
Он возвращается униженным, полуголым, побитым. Когда он вступает на земли отца, слуги докладывают о его прибытии. Отец, оставив все свои дела, бежит по полю к дорогому сыну на встречу. Евангелие даже описывает этот момент - «падает на выи его», то есть бросается к нему на шею, плачет, обнимает его, слугам приказывает выдать сыну чистую одежду, перстень одевает сыну со своей руки в знак доброго расположения, приказывает закласть «тельца упитанного», чтобы устроить пир – показать, что в доме праздник.
Кстати, отвлекусь здесь от евангельской притчи и скажу пару слов по поводу нашей человеческой немощи восприятия любого праздника. Человек очень многое в жизни воспринимает через желудок. Вот, например, было Благовещенье. Домой из храма придут, домашние спросят «Как праздник?» - «Хороший, но ничего особенного в храме не было». А вот если спросят про престольный праздник нашего храма – Пророка Илии, тут ответят: «О! Такой праздник большой! В трапезной столы накрыты, пир горой!» И такой праздник память народная целый год будет помнить. Вот такая немощь человеческая! Но вернемся к притче о блудном сыне.
Так поступает и отец – закатывает пир. Наемникам не было бы дела до заблудшего сына своего начальника, но уж коли ради его возвращения был заколот телец и устроено пиршество, то тут уж волей-неволей будешь думать, что неспроста отец так потратился. Значит, не такой-то уж и плохой этот заблудший сын. Надо относиться к нему соответственно. В разгар праздника возвращается с работы старший сын. Ничего предосудительного он за всю свою жизнь не сделал. От отца не уходил, имение его по ветру не распустил, с блудницами не гулял, а наоборот, был бок о бок со своим отцом. Помогал и трудился в его благо.
Тут есть такая интересная деталь о взаимоотношениях с ближним. Например, если мы с какими-то родственниками общаемся нечасто, да еще если в разных городах живем, то, как правило, отношения у нас идеальные. Мы все розовые и пушистые. А вот с теми, с кем ежедневно мы общаемся, тут начинаются разные шероховатости. Приходится терпеть и смиряться.
И старший сын как раз и был все эти годы тем ближним, которому приходилось разное терпеть от отца. Все бы ничего. Но когда после рабочего дня он от слуги узнает, по какому поводу пир, все его существо возмущено до предела. Обида и зависть овладевают им. Он даже решает не заходить в дом и никак не участвовать в торжестве. Отец, узнав о поведении старшего сына, спрашивает у него: «Почему ты не хочешь вместе с нами возрадоваться?» - «Я с тобой трудился бок о бок все эти годы, увеличил имение твое, но ты мне ни разу такого праздника не сделал. Даже козленка мне не дал заколоть, чтобы с друзьями посидеть. А этот твой сын – прелюбодей и блудник – просадил все имение твое, а ты еще в честь него такой роскошный пир устроил!». На это отец отвечает: «Тебе, наверное, этого просто не понять. Я рад тому, что мой сын умер, а сейчас он жив!» Эта радость, наверное, доступна только любящему родительскому сердцу.
Эта притча рассказана Христом для того, чтобы наглядно показать Отца нашего Небесного. Кто нас на эту землю сотворил? Кем мы состоим для нашего Отца? Точно ли мы бок о бок с Ним трудимся, как старший сын? Или же мы, получив от нашего Отца Небесного бесчисленные дары (жизнь, тело, жилье, детей, землю, деньги и т.д) растрачиваем их попусту? Помним ли мы вообще, кому это все принадлежит? Эта притча недаром вспоминается на подготовительных неделях к Великому Посту. Дабы мы задумались о том, кто мы есть для нашего Отца Небесного.
Мы с вами прекрасно понимаем, что значит быть бок о бок с Господом. Самый близкий к этому пути – монашеский подвиг. Каждый день службы вечером и утром, послушания и результат трудов не для твоего блага, все на монастырь и во Славу Божию. И что же жизнь монахов легка? – Нет! Те же тычки от Отца Небесного! Различные искушения. Но все дыхание посвящено Богу. И мы с вами многогрешные сколько времени отдаем Отцу нашему Небесному по сравнению с тем, сколько бы нужно?
Перед Великим Постом наша Святая Церковь призывает нас обратить внимание на нашу блудную жизнь, на наши помылы – чем мы живем в течение недели: как часто думаем о Боге? Или же наши мысли заняты, что приготовить на ужин, как поговорить с соседом, не проскакивает ли у нас помысел осуждения начальства? Многие из нас уподобляются блудному сыну. Но Отец наш Небесный радуется только тогда, когда его дети – мы с вами – приходят к Нему с искренним покаянием.
Наша задача в совсем скором времени встанет ребром: отказаться от обыденной и размеренной упитанной жизни, забыть о себе, исправить свои грехи прийти к Отцу своему Небесному в храм Божий и сказать: «Отче согрешили пред Тобою и даже не достойны называться сыновьями и дочерями твоими, но позволь нам быть рядом с Тобой хотя бы как наемникам!». Господь за наше покаяние дарует нам силы переносить все временные скорби жизни нашей, но главное – приготовит для нас пир жизни в Царствии Небесном. Мы ведь с вами должны думать не о том, как проживем ближайшие годы, а думать о своем достоинстве общаться с Господом по успении нашем? Что мы ответим Ему за свою прожитую жизнь, точнее за каждую секунду?
Проповедь записала и переложила в текст Анна Ушацкая.
12.02.2012
