Слово настоятеля во Вселенскую Родительскую Субботу
Дорогие Братья и Сестры! Сегодня мы с вами совершили поминовение усопших. Тех, кто отошел в мир иной. В тот мир, о котором мы очень мало знаем. Знаем точно только одно: рано или поздно туда мы перейдем абсолютно все. Когда мы совершаем поминовение усопших, во всех песнопениях звучит одна и та же просьба ко Господу, чтобы Он простил умершим грехи. Потому как большинство людей не успевает подготовиться к своей смерти. Давно известный факт, что человек живет сегодняшним днем. Глядя на окружающий мир создается впечатление, что смерти нет. Никто не собирается умирать. Люди живут работой, заботами о семье, о Боге практически не вспоминают. Но даже те, кто сделал усилие над собой и пришли в храм, не всегда поступают Богоугодно.Многие ходят не по позыву сердца, а потому что «надо». Долг руководит их помыслом. Ну, например, сегодня родительская суббота. И многие пришли, чтобы просто отдать долг своим умершим родителям, сродникам и близким людям. Но вдумайтесь. Долг не всегда есть любовь. Долг – это порой даже то, что тебе не хочется делать. Пример: возьми взаймы – вот тебе и долг. Любит ли человек брать в долг? А отдавать долг? Большинство нет. Хотя сейчас есть даже такие люди, которые наберут долгов (кредитов тех же самых), а потом увиливают, хитрят, думают, как обмануть, чтобы не отдать положенное по закону. Смысл в том, что когда человек отдает долг он совсем не испытывает радости, любви. Мы говорим не только про сегодняшний день – родительскую субботу, но и вообще о выполнении заповеди об отдании долга Богу – приходить в храм Божий каждое воскресенье. Большинство даже воцерковленных людей ходят в храм по воскресеньям не потому, что их сердце горит любовью ко Господу, а потому что они должны, потому что надо, потому что не хочется нарушать заповедь и потом каяться. Но вспомним слова нашего Спасителя Иисуса Христа, когда он в своем Евангелии учит нас, что мы должны к нему обращаться не как должники, и не как рабы, а как дети. А дети должны обращаться со своими родителями не по долгу, а по сердцу. Хотя в наше время уже и по отношению к живым родителям очень часто у нас присутствует не любовь, а долг. Надо съездить к родителям – это мой долг. А должна любовь руководить нашими поступками. И Христос пришел на землю, пострадал за нас и выкупил нас Своею кровью ради любви, а не под долгу к Своему созданию, к людям, к каждому конкретному человеку.
Но вернемся к разным поводам прихода человека в храм Божий. Есть еще более худший и кощунственный вариант. Кто-то ходит ради общения: узнать что-то новое, поделиться своими новостями, посплетничать, пообсуждать кого-то. Как на рынок: людей посмотреть, себя показать. Бог если и занимает у таких людей какое-то место, то уж вовсе не главное.
Бывает и другой вариант. Особенно это распространено у людей высокообразованных, интеллигентных. Им нравится в храме Божием пение. Они не столько идут к Богу, сколько послушать, как поет сегодня хор, будут ли сегодня ошибки (как интересно!). Еще одна разновидность эстетического восприятия Бога: приходят полюбоваться на иконостас и лики святых. Другая крайность – идут посмотреть на архитектуру. В таких помыслах Бог занимает совсем не главное место.
Но есть еще хуже. Ходят посмотреть, какой батюшка сегодня будет служить: старый или молодой, с бородой или без, с голосом или нет. Там помыслы уходят так далеко, что даже страшно говорить. Вплоть до блудных. Если нам задуматься, то мы где-то можем узнать себя.
Но мы должны помнить главную цель, когда мы идем в храм Божий. Мы идем к Отцу нашему Небесному. Сегодня мы молились об усопших наших близких и сродников. Кого-то мы помним молодым, кого-то старым. Но по смерти все едины. Процессы тления ничему не подвластны. Человеческую плоть начинают есть черви. Они выедают все: красивые глаза, которые когда-то игриво подмигивали своему поклоннику. Язык, который мог очень красиво и лаконично выражаться. Ум даже с самым высоким IQ съедают черви точно также, как у какой-нибудь отсталой старушки. От человека ничего не остается. Выглядит это очень даже не эстетично. И все об этом знают. Но все стараются не думать об этом. Каждый хочет сказать себе, что его это сейчас совсем не касается. А для чего Господь так устроил: черви, земля, гной?! Чтобы человек не привязывался к земному, не думал бы о своих страстях, о своем постоянном «хочу», а больше задумывался о том, что ждет его после смерти. Потому что все, чем живет большинство людей в настоящем мире самообман: деньги, карьера, красивые одежды, дорогая косметика – все это для ублажения и украшения тела, которое станет пищей для червей. Исключения нет ни для кого. А что останется от человека здесь на земле? – Дела, которые успел человек сделать. А вот какие они – добрые или в большинстве своем злые – это уж никак теперь не исправить. Конечно, останется память о человеке. Но это очень быстропроходящая вещь. Как пролетающий в небе самолет. Ты видел его, видел его яркий белый след, но проходит очень мало времени и от белой дорожки ничего не остается, и ты быстро забываешь о только что увиденном. Такова человеческая память. Усопшие этот этап уже прошли. А нам вот-вот предстоит.
Несение Великого Поста и память смертная подготавливают наши души к Царствию Небесному. Остается одна неделя завершить свои активные дела и подготовить себя к постническим трудам. Настроить себя возделывать ниву своей души в искоренении страстей и греховных привычек. Посвятить это время не своему изнеженному и постоянно чего-то хотящему телу, а своей бессмертной и оголодавшей душе. Великий Пост дается Святой Церковью нам для того, чтобы мы постарались что-то исправить в себе. Церковь наша первая помощница в этом. Сами великопостные богослужения построены таким образом, чтобы наше сердце умягчалось. Только тогда оно будет способно к Божественной Благодати.
Наша душа подобна пластилину. Если он залежалый – твердый и холодный, то ничего путного из него ты не слепишь. А вот если возьмешь, согреешь горячими ладонями, и начнешь разминать, он станет мягким и податливым. Вот из такого пластилина уже можно что-то мастерить. Так и наша душа. Когда мы не занимаемся и не возделываем нашу душу, она становится холодной черствой и не способной к восприятию Божественной Благодати. Период Поста помогает нам исправлять свою жизнь, усилить свой молитвенный подвиг, творить добрые дела и самое главное, конечно, напутствует нас несколько раз за время Великого Поста подготовиться к Таинству Исповеди и принять Святые Христовы Тайны.
Настраиваться к Посту нужно тоже должным образом. Добрый настрой – это залог успеха. Надо настроить себя не падать духовно, а довести дело до конца. Потому как есть такие люди, которые изначально настраивают себя не обременяться: я попощусь только первую и последнюю неделю. Нет, так поступать не должно! Возьмем пример из жизни. Вы задумали делать ремонт, наняли рабочих, а они в положенный срок сдачи работ заявляют вам, что сделали только половину или четверть. Как вы поступите? Вы им отдадите оговоренную плату? Нет! Они же не выполнили оговоренной работы! Заплатите соответственно сделанному. Если не меньше. Так не думайте, что Отец наш Небесный отдаст нам обещанное Царствие Небесное без трудов наших.
Труды эти мы должны делать не только для себя одного. Нужно потрудиться и для ближнего. В частности помочь молитвой тем, кто уже не может совершать ее и только ждет ее с от нас с великой надеждой и упованием. Это наши усопшие. Великим Постом поминовению усопших уделяется очень большое значение, потому как они уже ничего исправить в своей жизни не могут. В чем ушли, в том и предстали пред Богом. У них остается одна надежда, что их родственники и близкие люди будут просить и ходатайствовать пред Богом о спасении их душ до Страшного Суда.
По субботам 10, 17 и 24 марта будут совершаться заупокойные службы, на которых мы будем молить Господа, чтобы он упокоил души наших усопших в месте злачне, в месте покойне, там где праведники пребывают. Аминь.
18.02.2012
Фото, запись и оформление проповеди Анна Ушацкая
