Слово настоятеля о последних земных днях Господа Иисуса Христа
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь. Сегодня мы вспоминаем воскрешение праведного Лазаря. Приходит Христос в Вифанию, где встречают его Мария и Марфа. Все плачут, похороны. Мы, русские, считаемся северными народами и держим чувства внутри себя, а вот чем южнее, тем люди более эмоциональнее. Когда мы смотрим, например, сошествие Благодатного Огня, то видим, как арабы получают Святой Огонь. Они танцуют, кричат, машут какими-то тряпками, - их переполняет радость и выливается в эмоции. Но и горе у них также выражается. Во время похорон даже нанимали специальных людей. Это были плакальщицы. Они приходили на погребение, плакали, кричали, посыпали голову пеплом; горе, так горе. Будучи в Иерусалиме я случайно зашел к гробнице праведной Тавифы и как раз там были ортодоксальные евреи, причем мужчины отдельно, женщины отдельно. И если единственный звук, который донесся с мужской половины, это был рог, в который они вострубили, то буквально за шторкой стояли крики, стоны, женщины рвали на себе волосы. Вот так они горюют до сих пор. Это было лет пять назад, то есть до сих пор с Евангельских времен ничего не поменялось с поведенческой точки зрения выражения эмоций.
Когда Христос пришел в Вифанию, сестра Лазаря Марфа припала к ногам Его и сказала: если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Такая у нее была вера. Иисус прослезился. Этот момент очень интересный, потому что именно здесь проявляется человеческая сущность Христа. Мы знаем, что Христос был и полностью Бог, и полностью человек. И вот здесь проявляется человеческая наша немощь: мы хоть и знаем, что будет с умершим, знаем, что он в принципе еще не умер, а идет к Богу; но, все равно, человек тоскует, ему плохо без этого человека, который умер. Христос здесь показывает свою человеческую сущность. В Евангелии подмечается такой момент - евреи говорили: смотри, как Он любил его! Господь проявил сочувствие, сопереживание. Потом подходят к могиле, а это камнем заваленная пещера, и говорит: отвалите камень. Сестра Лазаря отвечает: Господи, четыре дня прошло, уже смердит. Так как никто ослушаться Христа не мог, отвалили камень и увидели зияющее отверстие. Ничего не видно, что там внутри. Тогда Христос, уже божественной сущностью, повелительным тоном говорит: Лазаре! гряди вон. И на глазах огромного количества людей, не сумев воспротивиться силе и власти Божией, душа возвращается обратно в тело. Тело возвращается в то состояние, в котором оно было. Совершается невозможное - из пещеры выходит воскрешенный Лазарь.
Это событие вспоминала Святая Церковь наша в Лазареву Субботу. Весть о воскрешение Лазаря быстро разнеслась, и весь Иерусалим гудел как улей; все рассказывали друг другу, какой величайший пророк есть здесь на земле, который может воскресить умершего. Люди услышав, что Христос идет в Иерусалим, вышли навстречу Ему, начали прославлять и восклицать: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явился нам, осанна сыну Давидову! Это восклицали и взрослые, и дети; многие срезали ветви фиников и пальм, чтобы бросить под ноги Господу. Евангелие подмечает, что не пешком вошел Господь, как он в основном ходил, а детально описывает, что Он послал своих учеников привести ему осленка. Зачем надо было это делать? Разве Он не мог войти пешком, как Он обычно это делал? Однако во всем есть тайный смысл. Оказывается за много веков до этого, пророки предсказывали Вход Господень во Иерусалим, именно таким образом. Пророки не могли говорить напрямую, они говорили завуалированно, но их никто не понимал.
У нас, в России, всегда на этот праздник много людей. Подражая благочестивым людям, которые прославили и достойно встретили Христа, мы также достойно встречаем Его в храме Божием, особенно в этот день. Понятно, что когда очень много людей, сложно уследить за дисциплиной. Все болтают между собой, ведь сколько не говори, что в храме должна быть полнейшая тишина и благоговение, - не получается. Нас что- то тянет в этот день в храм особенным образом, конечно финики у нас не растут, у нас первое, что распускается - это вербочки, в этом году вербы многие отцвели, так как поздняя Пасха, что Бог дал с тем и пришли.
Братия и сестры, еще хочется подметить в этом празднике, что Господь всеведущ. Господь знал про Иуду. Сегодня в Евангелии есть этот момент, об Иуде. Христос пришел в гости к богатому человеку, зашла блудница, разбила склянку с миром дорогим, и все помещение наполнилось ароматом. Она начала омывать ноги Христа этим миром и отирать волосами своими. Иуда, глядя на это, сказал: зачем такая растрата, это же дорогое масло, его можно было бы продать на рынке и эти деньги раздать нищим. Иуда печется о деньгах, какой он бережливый, какой он мудрый. Даже сейчас люди часто говорят: зачем эти золотые купола, зачем эти богатые иконостасы, да лучше бы к пенсии прибавили. Вот откуда берутся эти фразы, от Иуды оказывается. А почему? Потому что дальше есть пояснение. Не о нищих пекся Иуда, а потому что был вор, носил на себе кружку для пожертвований и оттуда воровал. И вот те, кто говорят про купола и про нищих, сами не дают, они только на других смотрят, а сами воруют, потому что видят какие-то вещи, которые к ним самим не относятся. Иуда, он же не сразу стал таким негодяем. Это все постепенно. Он допустил в себе один грех, второй грех, вначале по копеечке брал оттуда. Кружка для пожертвований еще при Христе появилась. Один из двенадцати апостолов, апостол Иуда, ее носил и туда бросали люди денежку, чтобы Христос и те кто с ним рядом могли покушать, могли себе что-нибудь купить. Ведь у Христа не было ни бизнеса, ни работы. В советское время сказали бы, что он тунеядец. Испокон веков питание идет из церковной кружки, а тот, кто в церковную кружку залез без спроса, - тот ученик апостола Иуды.
Когда нас обокрали, и не раз обокрали, то чьи это были ученики, понятно. У нас однажды в храме взломали дверь и двое ребят забрались сюда ночью. Взломали эту кружку, забрали деньги. Обоих нашли, обоих схватили. И вот один из них плакал и каялся, не знаю искренне, не искренне, но он говорит: да, я из Лесного и обокрал собственный храм; да, я знаю, это бес меня попутал. Правда, мне говорят, что он врет. Ну, врет, не врет, - это уже сам Бог знает, но говорит он абсолютно правильные слова, что обокрал собственный храм, в своем поселке, который сам должен был и строить. А второй ничего, никакого покаяния. Иуда все по мелочам, по мелочам воровал, а дорос до того, что Христа продал. И так происходит в любом грехе: позавидовал одному по мелочи, потом другому, а потом спать не можешь от зависти. Человек погибает, не остановил в начале, разрослось глобально. И тоже самое абсолютно в любом направлении. Например, в воровстве, сначала карандашик из офиса унес, потом бумагу, а затем весь принтер стащил, а потом его посадили в тюрьму. Речь здесь идет о том, что даже мыслей не должно быть о грехе. Есть грех осуждения. Ну, подумаешь, я кого-то осудил, ему же от этого не жарко, не холодно. Но мы от этого становимся злее, поэтому нельзя осуждать. Пресеки свой язык, пресеки свои помыслы, а если допустил - иди на исповедь, тогда грех не разрастется глобально, как снежный ком. И так во всем. Великий пост самое время поработать над собой, чтобы не дорасти до уровня апостола Иуды. Иуда и сам понял что наделал, ведь когда он получил тридцать серебренников и увидел, что случилось, он не остался равнодушным. Христос ведь выбрал его не просто так, ведь и он обладал величайшими дарами апостольскими, до конца жизни он был наделен благодатью апостольскою, и тем не менее он совершил грех. А дальше идет к фарисеям и книжникам и говорит: заберите свои деньги. Деньги ему уже не милы. Казалось бы, он столько о них мечтал, так лелеял, из кружки даже воровал, а тут уже все - нет радости в жизни. Он предал любимого человека, с которым ходил бок о бок, слушал Его, видел все чудеса, которые сотворил Господь. Он только потом понял: Господи, что же я натворил, и вот что теперь с этими тридцатью серебренниками делать? Он принес их фарисеям: возьмите, заберите свои деньги. А они не хотели прикасаться к этим деньгам, потому что цена крови, даже они понимали, что дав эти деньги, они тоже стали убийцами. Тогда Иуда бросил деньги на пол, и пошел удавился. Ему казалось, что он сейчас удавится, и на этом прекратятся его земные страдания, его тоска, наступит свобода. Ничего подобного. Все знают, что человек покончивший жизнь самоубийством идет напрямую в ад, без всяких мытарств, сразу на мучения. У нас в жизни все время что-то меняется, черная полоса, потом белая, а вот в аду ничего не меняется, там плохо целую вечность.
А ведь апостол Петр тоже предал, тоже отрекся от Христа, но не стал вешаться , потому что есть жизнь , а в жизни можно еще все исправить. Какой бы грех ты не сделал, ты всегда можешь сделать в два раза больше добра. Мы тоже едем, например, в автобусе мимо храма, надо бы перекреститься, а что про меня подумают. Все мы предавали. Вот на работе, среда, а все лопают мясцо, а если я не буду есть, скажут, что я верующий. Но апостол Петр все исправил. И как трижды предал он Господа, трижды был прощен. И не пошел вешаться, а пошел проповедовать, рассказывать всем об Иисусе. Его и били, и в темницу сажали, и в конце концов его тоже распяли на кресте. Единственное о чем он попросил, это чтобы крест перевернули, потому что он считал, что не достоин принять одинаковую смерть со Христом. И Иуда мог то же самое сделать, покаяться и пойти проповедовать, рассказывать всем как он предал и как Господь его принял, но он пошел, как ему казалось, по легкому пути. Вход Господень в Иерусалим олицетворяет, как мы должны прославлять Господа. Но мы знаем, что через некоторое время, толпа, которая кричала Осанна, уже кричала: распни, распни Его. Наша задача стараться каждый день жить по воле Божией, прославлять нашего Господа, чтобы мы анализировали свою жизнь и не совершали ошибок Иуды и ошибок толпы, которая действует бездумно, а всегда разумели, что Богу угодно, а что нет. Аминь!
проповедь записали, переложили в текст и опубликовали
Татьяна Лыскова,
Ольга Легач,
Анна Ушацкая
проповедь записали, переложили в текст и опубликовали
Татьяна Лыскова,
Ольга Легач,
Анна Ушацкая
