Настоятель обращается к пастве в день выноса афонского списка "Всецарица"

Сегодня мы чтим святую икону Божией Матери «Пантанасса», что в переводе с греческого означает «Всецарица», прибытие Её в наш святой храм. Это не первая Афонская святыня в нашем храме. И если хорошо подумать, то вся история связи нашего прихода со Святой Горой и начиналась десять лет назад с образа «Всецарица».

Давным-давно (в 2004 году) в наш посёлок проездом заезжала икона Божией Матери «ВсецарицА», она ехала в Харьков, этот заказ, который был написан на Афонской горе, делала Харьковская епархия. Даже не какой-то приход или монастырь, а целая епархия. Икона прилетела в Москву, должна была побыть у меня дома запакованной, а потом переехать поездом в Харьков и там её должны были встречать.

И вот тут, на самом деле, пересекается промысел Божий, - непостижимая вещь, которую никто не может понять. Потому что разум у нас человеческий, а Божий Разум нам неподвластен. Божий Разум выше Вселенной, выше нашей мелочности, выше нашего ума, выше наших помышлений, выше нашего эгоизма. И промысел Божий бывает над странами, над городами; свой промысел у каждого города, свой промысел у каждого храма, - и даже у каждой организации. И, конечно же, свой промысел о каждом человеке. Промысел храма пересекается с промыслом о конкретном человеке, пути эти сходятся, расходятся, разветвляются, - мы даже не сможем это анализировать: мы просто черпаем то, что нам предлагает Господь и Матерь Божия.

И вот, икона Божией Матери «Всецарица» должна была уехать в харьковскую епархию, но каким-то образом мысль посетила, (а сколько у нас благодатных мыслей возникает - мы покивали самому себе, подумали о том, как это хорошо и забыли), но вот  эта мысль не забылась. Я подумал тогда: "Как же так? Сейчас эту икону встретят в Харькове, сам митрополит встретит, город будет встречать, а в городе миллион человек живёт". Будут икону встречать, а она у меня в доме запакованная...Что-то не то во всём этом. И я попросил своего брата Женю, которого уже многие знают в этом приходе, чтобы он хотя бы на пару дней оставил икону у меня. Чтобы мы тоже оказали ей почести.

Но, поверьте, я тогда даже не мечтал, чтобы что-то у нас было своё, что-то подобное и даже лучше. Я помню те дни, нас переполняла радость, была такая встреча прикосновения к Божеству, к Афону. Что икону крестным ходом встречали, провожали - даже некоторые со слезами. Она уехала, но как оказалось не бесследно. Да, она почила там в монастыре, а мы остались с памятью. Но после этого что-то поселилось в сердцах наших, мы все молились, и мой промысел был как-то сопричастен. Ведь каждый наш вздох, каждая молитва, - ко Господу доходят. А когда несколько человек об одном и том же молятся, то это часто и получается; ведь недаром Господь говорит о том, что где двое-трое соберутся во имя Его, там и Господь посреди них.

И вот с этого момента, братия и сестры, началась такая, можно сказать, Афонская страница нашего храма. Мы иногда уже начинаем теряться, что празднуем, что приходит - что уходит. И нам есть, что вспомнить за эти годы. И, казалось бы, можно было бы уже привыкнуть, можно было бы сказать, что это обычное явление, когда к нам приезжает новая икона; а я до сих пор привыкнуть не могу.

Каждая икона, это целая история, связанная с нашими жителями, со святой горой Афон, с различными судьбами человеческими. С тех пор у меня появилось много достойных людей, которых я встретил на Афоне, здесь в посёлке появились люди, мягко говоря, без которых и жизнь храма тяжело представить. Всё это определённый промысел, который каждого вместе, в отдельности и в частности ведёт ко спасению души. Вот уже несколько лет в храме мы видим образ «Всецарица», написанный достойным иконописцем. И он вместе с нами сейчас присутствует в храме.

Когда приезжала та икона, в первый раз для харьковской епархии, мы хотели хоть какой-то след оставить для себя на память. И попросили его написать для нашего храма икону. И он написал её тогда с тем опытом и видением, которые у него есть. И мы знаем точно, что не сама икона помогает, а Божия Матерь помогает через Свои иконы. Мы всё это знаем и, наверно, нас даже учить этому не надо. И эта икона простояла до нынешнего дня, более десяти лет, и даже кто-то подарил жемчужное ожерелье на эту икону. Но чем она отличается от той, которую мы привезли сегодня? По благодати - нечем. Обе иконы святы. И даже если какие-нибудь большевики порубят топором икону - она всё равно будет свята. Не теряет свет святыня.

Человек, существо не только духовное, но и душевное. Духовное - это когда происходит соединение с Богом, а душевное - это то, что ближе к сердцу. Мы так созданы Богом, что у нас в голове происходят разные ассоциации. И эта икона, которую мы сейчас видим перед собой, написана в том самом монастыре, в котором лежит чудотворный оригинал этой иконы, в монастыре Ватопед. И за десять лет уже многие наши прихожане были в этом монастыре и видели оригинал. Он удивляет тем, что он маленький.

Обычно чудотворная икона представляется большой, как, например, Отрада и Утешение. А икона Божией Матери «Всецарица» -  маленькая, аналойная, но она вся увешана благодарственными украшениями в Ватопеде. Многие мужчины из нашего прихода были на Святой горе и даже сутки прожили в Ватопеде, и видели, что там постоянно идет духовная жизнь. туда постоянно приезжают паломники, службы проходят и днём, и ночью, Божественная Литургия ранняя начинается и в три часа ночи.

Я был в Ватопеде, и это единственный монастырь, где служба продолжается по четырнадцать часов подряд. Вот, что такое духовная жизнь монастыря. Монахи, которые там молятся, -они же и пишут иконы. Наш образ - это точный список до сантиметра выполненный по оригиналу. Конечно же, для спасения души - это не столь важно, но важно для нашей душевности.

тобы представить оригинал, нам проще на него взглянуть. И вот, братия и сестры, мы теперь  имеем в нашем храме очередную Афонскую святыню. Заказали мы её ещё в 2011 году. Всё это время мы, почему-то, не могли её забрать по причине мелких и крупных препятствий: то мы туда не доедем, то монастырь не может нам её выдать. Таких икон там заказывают очень много.

Сегодня мы чествуем икону Божией Матери «Всецарица»,  вспоминаем, что она имеет особую благодать исцеления больных раком. Мне бы очень хотелось, чтобы и наша икона послужила людям для спасения и души, и тела. Но печалит меня во всех этих события только одна мысль, которая меня не покидает; у нас всё время была зацепка, между событиями. Заказали икону Божией Матери Неупиваемой Чаши, уже потихоньку узрела мысль заказать икону Отрада и Утешение; заказали Отраду и Утешение, - а следом заказали Всецарицу. Всё время была зацепка. В этом году к нам ещё пришли Дары Волхвов, - но там вообще никакой зацепки не было: они сами пришли. Господь Сам так захотел; чтобы они были у нас.

И печалит меня то, что у меня нет никакой следующей зацепки, у меня нет никаких проектов. А ведь на Афоне масса икон: Иверская, Скоропослушница, Достойно Есть, Животодательница, Милующая, Экономисса...Да их там везде много! А чего стоит Георгий Победоносец в Зографе! А Троеручица в Хиландаре! Но дело в том, что никто не заказал, а нам самим просто не по силам. Благодетели, которые заказывали для нас иконы всегда одни и те же на протяжении многих лет. Этоо Качайник Владимир Георгиевич, который храм построил. Он же и Отраду и Утешение нам заказал и Всецарицу тоже он. Есть ещё один проект; мы же понимаем, что иконы большие, и предназначены они для большого храма.

Поэтому проект один: построить большой храм. Да и мы сами по воскресным дням чувствуем себя тесновато. Но чтобы строить храм, надо очень сильную веру иметь. Веру, как заповедовал Господь: хотя бы с горчичное зерно, - и храм был бы. Но, наверное, чтобы храм был - все должны этого захотеть. И мы все должны просить у Господа, желать этого. И, понятное дело, не сидеть и ждать у моря погоды. В жизни всегда появляется какое-то событие, или разговор, который зацепляет и даёт новые идеи. Сегодня в храме практически нет гостей, практически все прихожане; поэтому сегодня я говорю более откровенно, чем на какой-нибудь масштабной службе.

Я хочу попросить наших прихожан, потому что гости за нас молиться не будут, гостям всё равно, какой у нас храм - большой или маленький; я хочу попросить , чтобы и вас посетили какие-то мысли в молитве, в домашней молитве, в келейной, когда вы обращаетесь ко Господу: в квартирах, в домах, в комнатах своих, наедине или вместе с семьёй, и, конечно, в храме Божием, чтобы вы обратились к Богу, чтобы Бог послал нам новый проект. Просите у Бога то, незная что, - ведь Богу наверняка виднее, чем нам со своим маленьким человеческим разумом. Поздравляем всех прихожан с приходом в храм такой величайшей святыни - иконы Матери Божией Всецарица! Аминь.

проповедь расшифровала, переложила в текст и отредактировала Карина Квитка
записала и опубликовал Анна Ушацкая