Проповедь настоятеля "О ценных вещах"

      Хочется мне сказать о мыслях, которые навеяла на меня сегодняшняя ситуация. Наверное никто из нас никогда не встречался с такой жарой, с таким дымом. Хотя человек устроен таким образом, что он все время ропщет. Все время мы чем-то недовольны. Когда человеку холодно, он ропщет: «Скорее бы нам солнца по-больше». Многие даже роптали: «Ну как же так, почему мы живем не в Сочи? Почему мы все время мерзнем? У нас лето, не лето, все время дожди, все время холодно.». Ну роптали люди, роптали, послал Господь жару. Пожалуйста, Сочи приехало к вам. И что же дальше? Люди снова ропщут: «Что же такое? Что за аномалия такая? Мы уже привыкли к дождям, привыкли к холоду. Зачем ты нам, Господи, посылаешь жару?» Вот такое человек существо, постоянно ропщущее и постоянно недовольное.
        Но, сейчас мы действительно видим аномалии, такие как дым. В Москве, зайдя в метро, возникает ощущение, что ты в больнице. Кругом ходят люди в масках. Весь город превратился в больницу. Но на самом деле, это не такие уж большие скорби. Да, пахнет неприятно, да, невидно далеко. От этого, больше водители страдают. Но мы все понимаем, что это мелкие скорби, по сравнению с тем, что происходит во многих деревнях и селах, где бушуют пожары, след от которых доходит до нас.
         Это страшно, быть погорельцем. Человек жил, жил, копил что-то, были у него любимые вещи. Возможно, какая-то кукла, подаренная бабушкой. Возможно, он всю жизнь за собой таскает эту куклу. А тут пожар. В лучшем случае человек успевает захватить документы, и то, не всегда. И вот, погорелец остался на улице. Куда идти. Хорошо если ты достойный человек, и со своими родственниками достойно себя вел. Приглашал родственников к себе в гости, всегда угощал. И они тебе отплатят добром. А если это не так. А если ты все время дверь на запоре держал. А если ты забыл когда к себе людей приглашал на чай? И к тебе точно так же могут отнестись. Если ты был таким, почему люди должны тебя принимать? Должны искать кровать, бельё, терпеть неудобства. По сути дела, человеку приходится платить по щетам еще в земной жизни. Иногда бывает и так. Это страшно. Но даже если тебя приняли хорошо. Каково это быть на чьем-то попечении, когда ты раньше, был независим ни от кого. Конечно, не легко сейчас этим людям. А людей таких по нашей стране достаточно большое количество. Московская Епархия объявила сбор пожертвований для погорельцев. Мы поставили кружку для сбора денег прямо в центре храма.
         Когда я размышлял на эту тему, я задумался над вопросом: а что же самое ценное может пострадать в пожаре? Задумался о подарках, которые мы дарим друг другу. Сейчас модно очень дарить красивую бутылку с вином и коробку конфет. Кто по-богаче, дарит бытовую технику. Например, могут подарить мясорубку или кухонный комбайн. Приятно? Конечно. Вообще подарки приятно дарить, и приятно получать. Но в чем ценность подарка?
        Размышляя над этим, я пришел к выводу, что под дорогим подарком, мы чаще понимаем ни саму по себе вещь, а какие-то обстоятельства и каких-то людей связанных с этой вещью. Например одна женщина обратилась ко мне со словами: «У меня есть ценность большая - Библия, издания 1868 года.» И действительно, этот человек дорожил данной книжкой. Думая, что когда настанет тяжелое время, эту книгу можно будет продать. И так размышляют многие. Некоторые рассказывают, что у них есть ценные иконы. Под ценностью же, чаще всего подразумевают именно деньги, которые можно получить за эту вещь. Но на самом деле, чаще оказывается, что денег за такие вещи можно получить совсем не много. Девятнадцатый век, это совсем не далеко от нас, и эта книжка, оказывается стоит 1000 рублей. Не такая уж большая ценность, с точки зрения денег.
         Даже бандиты иногда смотрят на храм и думают, сколько там золота. А как забрался внутрь, так и взять-то нечего. Золото не отскребешь. Чаша оказывается только позолоченная и золота там микроны. А она железная на самом деле. Икону взял, а она только недавно написанная. Её и за 1000 не продаж, хотя возможно потратили на неё намного больше. Бывает так, что человек живет чем-то одним, а когда сталкивается этим близко, то оказывается, все совсем по-другому. Так в один костел забрался грабитель. Полазил, полазил, ничего не нашел. Но в тумбочке нашел кагор. Набрал кагора, выпил и заснул прямо тут же, на мешке с кагором. Так его и нашли утром возле двери. Вот собственно, что такое жизнь. Думал человек одно, а на деле вышло совсем по-другому. Еще и отсидел непонятно за что.
        И вот, братья и сестры, когда я спрашивал у своих знакомых по поводу книги, о которой я говорил, мне сказали, что ценность этой книги минимальна. Потому что в 19м веке ужи были типографии, и Библии печатали очень много, гораздо больше чем сейчас. В 19м веке Библия была в каждом доме. Вот если бы на этой книге была надпись Лермонтова или Гоголя, вот тогда ценность этой книги возросла бы в разы. Все это, привело меня к мысли, о том, что книга, наверное, один из самых ценных подарков, которые мы можем дарить, но при условии, что мы её подписываем.
         Когда мы подписываем книгу, мы делаем что-то историческое. Пусть не в масштабах мира или страны, но в масштабах своей семьи. И пусть у нас в руках даже книга советского издательства и не особо редкая, но она подписана от друга такого-то другу такому-то на память и дата 1955 год. И казалось бы, прошло не так много времени, но для семьи, она действительно ценная. Внук берет её в руки и понимает, что дед её когда-то читал. Когда мы подписываем книгу, она пока ничего не стоит, но чем больше времени проходит, тем книга становится ценнее. И вот представьте, если бы на той Библии, была надпись которая гласило бы о том, что прадед оставил её своему сыну. Например это могла быть такая простая надпись: «Моему дорогому сыну на молитвенную память, год и число». Представляете, чем была бы для внуков эта Библия. Наверное эта была бы такая ценность, с которой человек ни за что не захотел бы расстаться, и возможно внук этого человека все отдал бы, что бы её получить. А для правнука какая ценность? Поэтому, братья и сестры, подарок, наверное, должен быть такого плана: книга, икона, обязательно с дарственной надписью, где должно быть не только имя, но и фамилия. Обязательно дата должна присутствовать.
          И вот такие ценные вещи невозможно восстановить. Дом сгорел, его можно восстановить. Очень приятно слышать, как в данном случае работает наше правительство. Может конечно что-то не так, но в новостях все выглядит очень красиво и хорошо. Вроде через 3 месяца, всем обещают дома. Одежку тоже потихоньку можно собрать. Сейчас продукты уже стали дороже, чем одежда. Даже документы можно восстановить. Деньги, тоже, как говорят в народе, дело наживное. То ты вообще без ничего, то Господь тебе что-нибудь пошлет. А вот такие вещи, о которых мы сегодня говорили, восстановить уже нельзя. Поэтому женщине, которая имела библию девятнадцатого века я сказал, что ценной она будет тогда, когда вы сами оставите её на добрую память своим детям. Отреставрируйте её, подпишите и подарите своим детям. И будет у вас уже семейная реликвия.
          Многих людей, приносящих из дома иконы, я отсылал от храма. Приносит человек икону и говорит: «Возьмите, батюшка, досталась от родственницы, дома лежит без дела.»  А куда я маленькую икону дену? В храме находятся большие иконы. А вы поставьте её на самое главное место в доме. Икона должна быть на самом видном месте. Не где-то в шкафу незаметно спрятанная, а на самом видном месте, чтоб она совесть твою каждый день пронямала. Она должна быть на самом видном месте, чтобы человек скрыться не мог. Икона должна на тебя смотреть. Ведь икона тем и отличается от картины, что она смотрит на нас, а не мы на неё. Все святые все время взор свой обращают на нас: «Грешил ты или не грешил?». Вот когда в доме или в квартире образа большие висят, а не маленькие — походные, это нормально. В доме должны быть обязательно иконы Спасителя и Матери Божией на самом видном месте и в каждой комнате. И куда бы ты не зашел, ты должен чувствовать на себе взгляд иконы, не из-за книг на полочке, а вместо телевизора. Вот тогда уже лишний раз и не нагрешишь. Иконы, которые вам достались от кого-то, не в храм надо нести а у себя разместить. Мало того, что вы сами можете молиться перед ними, а ещё, можете передать своим внукам и правнукам, чтобы они тоже имели что-то от своих дедов и прадедов.
          Храни всех Господь!