«Читай сам, большой уже!» Для чего читать вслух подросткам

Малышам вслух читают почти все – это норма, естественное положение вещей. Но вот малыш начинает подрастать, учится читать сам, идет в школу, и лет в восемь-девять может услышать: «Все, читай сам, большой уже!»

Казалось бы, для чего читать вслух подростку? Оказывается, иногда это бывает необходимо. Почему – отвечают педагог, психолог и писатели, которые пишут для подростков. 

У ребенка есть право не дочитывать книгу

Ирина Лукьянова, писатель, педагог

Ирина Лукьянова

Так получилось, что мой старший ребенок, дочка, не очень хорошо читала. У нее были трудности с распознаванием зрительной информации, и чтение для нее довольно долго было мучением. Поэтому я ей сама читала вслух. Она спрашивала: «Мама, почему, когда я сама читаю, мне не интересно, а когда ты мне читаешь, мне интересно?» 

На этот вопрос у меня есть ответ: когда ребенок читает сам, а чтение еще не автоматизировалось, много усилий уходит просто на понимание – на удовольствие сил уже не остается. Чтение – это очень сложный процесс: сначала надо прочитать и узнать буквы, буквы отождествить с каким-то звучанием, составить из этих букв слова, понять их значение, соединить все слова друг с другом и составить из них предложения, из которых уже извлекается некий смысл. Если у ребенка на каком-то из этих этапов есть затруднения, то ему невероятно тяжело добраться до того этапа, когда он начинает за этим частоколом букв видеть живую картинку, говорящих персонажей.

А чтение вслух дает возможность быстро воспринять и понять текст: если у человека все в порядке со слуховым восприятием, то он не тратит свои силы на эту дешифровку информации. Для людей, изучающих детское чтение, уже давным-давно не секрет, что ребенок может понять гораздо более сложные книги, чем способен прочитать сам. Первоклассник начинает читать с «Мама мыла раму» – но это далеко не предел его умственных способностей. Вслух детям можно прочитать более сложные для чтения – и более адекватные для их возраста тексты, чем те, которые им предлагаются для самостоятельного чтения. 

В работе американских исследователей я читала, что чтение полностью автоматизируется к 13 годам. Поэтому вряд ли стоит говорить ребенку: «Да ты уже здоровый парень, тебе 8 лет, читай сам. Ты же умеешь». Чтение может пока быть для него пыткой, а разве эту задачу мы ставим перед собой – пытать ребенка чтением и добиться, чтобы он его возненавидел? А я регулярно слышу истории о младших школьниках, которые до такой степени не хотят, ненавидят читать, что с ревом убегают, когда их пытаются посадить за книгу прочитать одну, две, три страницы. И вот здесь как раз тоже может помочь чтение вслух.

Чтение вслух сближает людей: им вместе хорошо, они вместе занимаются хорошим делом, им уютно и приятно. Их взаимодействие безопасно: ребенок не ждет, что его сейчас начнут воспитывать. Он может с мамой обсуждать не себя, свой школьный день, своих друзей – а здесь всегда есть какая-то опасность, что родители начнут его оценивать и указывать, как правильно, – он может обсуждать литературных героев, а на примере литературных героев он может обсудить целую кучу вопросов, которые вообще не попадали в поле взаимодействия родителя с ребенком, о которых им никогда не приходило в голову поговорить. В этом смысле книга ценна не только сама по себе, но и как повод для разговора. 

А если мы в семье друг с другом не разговариваем, то зачем мы вместе? Если нам неприятно друг с другом общаться – почему эта семья называется семьей?

Еще мне доводилось читать очень любопытное исследование, которое, правда, касается детей младшего возраста. Американские ученые изучали, когда формируется разрыв, который мешает учиться в школе детям из социально неблагополучных семей и заставляет их отставать от сверстников из семей более благополучных. Оказалось, он закладывается уже к двухлетнему возрасту, и зависит он от того, как родители взаимодействуют с детьми. 

Более образованные родители, даже если проводят с ребенком в целом меньше времени, больше и адекватнее с ним разговаривают. Именно разговаривают, а не дают указания, чаще негативные: «не лезь», «не делай», «замолчи», «отстань» и так далее. Они взаимодействуют с ним, направляют, больше отвечают на его вопросы и отвечают конструктивнее. То есть на вопрос «почему» отвечают не «по кочану», а на самом деле объясняют, почему. Они понимают, зачем им этот ребенок, что они от него хотят, и не относятся к нему, как к какой-то занудной повинности. В итоге получается, что к началу школы ребенок из благополучной семьи слышал на миллион слов больше, чем его сверстник из семьи неблагополучной – просто потому, что с ним разговаривали. Именно поэтому он лучше говорит, быстрее думает, лучше читает и считает, лучше взаимодействует с учителем, лучше приспособлен к жизни в обществе, у него меньше склонностей решать конфликты силой. 

 
При этом исследователи заметили одну интересную вещь: мамы из социально неблагополучных семей, когда садятся со своими детьми читать, начинают себя вести точно так же, как мамы из благополучных семей. Они начинают вместе с ребенком взаимодействовать, у них появляются совместные действия, адекватные ответы на вопросы. Они начинают ребенка поощрять: посмотри, что здесь нарисовано на картинках, а это что? А это котик? Как он говорит? Фактически они начинают выполнять свои родительские обязанности и дают своему ребенку тот абсолютно необходимый для него материал, который когда-нибудь потом, когда он выйдет на рынок труда, обернется для него конкурентным преимуществом.

Хочешь дать своим детям самое лучшее – это не значит начать копить деньги на репетиторов с рождения или на платное обучение, это значит – прямо сейчас, пока он еще маленький, читать с ним книжки и разговаривать по-человечески.

Еще это расширение круга чтения: мама выберет книжку, которую ребенок вряд ли выберет сам. Когда своих школьников спрашиваю, кто им советует книжки, родители всегда на первом месте. Потом уже друзья, библиотекарь, соцсети, блоги и так далее. 

Любому ребенку очень важно родительское внимание, взаимодействие с родителями, ему очень важно понимать, что родителям до него есть дело. Но чтение не должно превращаться в идею фикс, становиться частью материнской педагогической лихорадки – это должно быть дело, которое приятно им обоим. 

Как выбирать книги

Важно следить за детской литературой, а не ограничиваться тем, что мы сами читали в детстве. 

  1. Подписаться на хорошие телеграм-каналы или на интересные блоги о книжках. Например, хорош книжный блог Евгении Шафферт в фейсбуке «Читает Шафферт», она регулярно делает обзоры новых книжек. Есть телеграм-канал «Она же девочка» у Ольги Лишиной, там она рассказывает про книжки, где главные герои – девочки, интересные блоги – «Книжный Лис», «Grownups Not Only» и другие.
  2. Важно и следить за литературными премиями. У нас их, самых больших, три – имени Михалкова, имени Крапивина и “Книгуру”. Есть своя премия – «Новая детская книга» – у издательства “Росмэн”. Если человек попадал в число лауреатов, скорее всего, у него есть что-то достойное, заслуживающее внимания. 
  3. Следить за новинками издательств. Есть замечательные небольшие детские издательства, известные тем, что издают хорошую качественную детскую литературу – «Самокат», «Розовый жираф», «Белая ворона», «Настя и Никита», «Поляндрия», «КомпасГид», «Clever», «Пешком в историю», «Волчок» и другие. У больших издательств, которые издают массовую литературу, тоже есть свои имиджевые хорошие проекты, которые они выпускают не для того, чтобы кассу сделать, а для того, чтобы самим нравилось. 
  4. Каждый год Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара выпускает каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков» – имеет смысл с ним ознакомиться. Для этого даже не надо ехать в библиотеку, каталог выкладывают на ее сайте. 
  5. Хорошие списки для летнего чтения (но не обязательно летнего), составленные лучшими преподавателями литературы, можно найти на сайте Гильдии словесников.

Не обязательно становиться суперпрофи в области детского чтения, но следить за тем, как развивается литература, надо. Родителям очень часто кажется: «Мы купим детям старые добрые книжки, которые сами читали в детстве, и им несомненно это понравится». А им может и не понравиться. 

Дети могут, например, совсем не проникнуться «Айвенго», зато с удовольствием читать «Всадника без головы». А могут забраковать и то, и это. Нельзя наверняка понять, на что они западут, а на что нет. Остается пробовать и пробовать. Не пошла одна книга, пойдет другая. Но не надо пытать ребенка книгой, если он говорит: «Мне не нравится, не буду дочитывать». «У ребенка есть право не дочитывать книгу», – справедливо заметил Даниэль Пеннак.

В книгах нет конкретных ответов

Надежда Челомова, психолог, библиотерапевт

Надежда Челомова

Когда родитель читает подросшему ребенку на ночь – замечательно: это и поддержка эмоционального контакта с ребенком, и общие темы для разговора, и общие мысли, которые можно обсудить. Хорошо, если в семье сложилась и продолжается такая традиция. Но не всем детям, хорошо умеющим читать, это может подойти – кому-то станет неинтересно. 

Мне кажется, не обязательно продолжать читать ребенку на ночь до совершеннолетия. Важнее, чтобы книга присутствовала в жизни родителей и детей. Хорошо, если книгу, которую ребенок прочел сам, потом он будет обсуждать вместе с родителями, так что важно, чтобы родители ее тоже прочитали. И даже если родители уже не читают вслух, книга все равно становится некоторой посредницей между ребенком и родителем, когда есть возможность о чем-то вместе подумать, вместе обсудить, поговорить, что понравилось, что не понравилось. 

Библиотерапия – поддержка и помощь человеку, поиск ответов на вопросы, попытка решения проблем с помощью специально подобранных книг, то есть на такую тематику, которая отвечает запросам человека. Для подростков это вопросы отношений, дружбы, поиска себя. Есть много книг, которые могут об этом рассказать. 

Библиотерапия – это не навязывание какого-то конкретного пути, потому что в книге нет конкретных ответов – пойди туда и сделай то. Это возможность поразмышлять вместе и понять: как я сам(а) бы поступил(а) в этот момент. У нас есть возможность обсудить не конкретно поведение моего ребенка-подростка, а героя книги, тем самым мы смягчаем болезненный момент, который может вызвать агрессию у ребенка.

Даже если посмотреть список школьной программы по литературе, скажем, за пятый класс, там много произведений, которые современным детям могут быть непонятны. Обсуждение этих произведений тоже дает возможность делиться своим опытом родителю. 

Подбираем книги

Одна из первых рекомендаций – книги про Гарри Поттера. Там и дружба, и преодоление сложностей, принятие решений, и первая влюбленность. 

«Приключения Тома Сойера», «Робинзон Крузо» – эти книги могут казаться детям немного устаревшими, но это нормально и как раз дает возможность рассказать, почему все происходит именно так. 

 

Отдельный жанр для подростков – young-adult. Особенно мне нравится скандинавский young-adult: авторы пишут очень много на разные социальные темы. Про поиск друзей, про поиск отношений, про учебу, про отношения с родителями, про смерть, про болезнь, про переживание одиночества. У нас тоже есть замечательные книги в этом жанре. Авторы умеют выстраивать очень честный разговор с подростком так, что потом можно обсудить, поговорить. Когда ребенок понимает, что родитель тоже заинтересованно читает те же книги, что и он, – это помогает выстраиванию доверия.

Подросток не всегда может подойти к родителям с каким-то вопросом. И даже если родители замечают, в чем может быть проблема, тоже не всегда бывает просто подойти и начать об этом с ребенком говорить. Но как раз можно посоветовать ребенку книгу на такую тему, и у него появится ощущение, что кто-то такое уже проживал, даже если это художественный герой, и об этом герое можно поговорить с родителями.


ссылка на источник : Правмир.ру